Шиномонтаж

Всё о докатке

 

Большинство современных автомобилей комплектуется докаткой, а не полноценным запасным колесом. Тому есть множество причин – компоновочные, желание увеличить багажник, отсутствие необходимости в запаске на европейских автобанах, и.т.д.

 

Важно помнить, что докатка – это не полноценное колесо. Диаметр меньше, давление больше. Соответственно возникают следующие проблемы:

 

- снижение площади пятна контакта с дорогой. Это чревато резким ухудшением управляемости и заметным увеличением тормозного пути.

 

- увеличение разницы угловых скоростей колёс на той оси, где установлена докатка. В результате на дифференциал ложится повышенная нагрузка

 

- сбой в электронных системах стабилизации – ESP, ABS, и.т.д. В случае применения докатки, электронные системы воспринимают уменьшение диаметра как проскальзывание.

 

- гораздо больший риск повреждения, чем у полноценного колеса. При большом давлении и небольшой ширине докатки это очевидно.

 

Все эти проблемы усугубляются по мере роста разницы в диаметре между докаткой и другими колёсами. Если докатка не намного меньше других колёс, то очевидно, что можно пренебречь разницей угловых скоростей и не опасаться за дифференциал. Кроме того, в этой ситуации электронные системы чаще всего продолжают успешно работать, улучшая поведение автомобиля с докаткой при торможении и в поворотах. Если же разница больше (например 14” докатка и 17” колёса), то электронные системы необходимо обязательно отключить. Если этого не сделать, то стоит ожидать постоянной блокировки колёс на той оси, где установлена докатка. «Мозгам» Вашего автомобиля будет казаться, что колёса катятся по поверхности с разным коэффициентом сцепления. При большой разнице диаметров очевидно, что и нагрузка на дифференциал будет повышенной. Можно приблизительно оценить увеличение этой нагрузки как квадрат от разницы диаметров и скорости движения автомобиля. В результате в такой ситуации езда на докатке на расстояние более чем 100-200 км и на скорости более 70 км/ч будет губительна для Вашего автомобиля.

 

Впрочем, даже если разница в диаметрах небольшая, не стоит думать, что на докатке можно двигаться в обычном режиме. Во-первых, глубина протектора докатки рассчитана всего на 2000-5000 километров пробега. Во-вторых, скорость авто с докаткой более 80 км/ч опасна в любом случае. В-третьих, увеличивается тормозной путь. В-четвёртых, поведение автомобиля в поворотах может стать непредсказуемым.

 

Для того, чтобы максимально снизить эти негативные эффекты, стоит устанавливать докатку на заднюю ось. Особенно, если разница диаметров большая. В этом случае тормозной путь (по крайней мере на асфальте) останется в пределах Ваших ожиданий. Если автомобиль переднеприводный, то и опасность сноса уменьшится. Правда, увеличится риск заноса, но в обычных ситуациях побороть его будет проще. Кроме того, в случае переднего привода можно не опасаться и за дифференциал и свободно отправляться в путешествия.

 

Если говорить о заднеприводных автомобилях, то здесь акценты несколько смещаются. Если важно сохранение тормозного пути, то стоит следовать вышеприведённым рекомендациям. Если же дело происходит зимой, а на автомобиле установлены зимние шины, при этом под колёсами – лёд, то для водителя будет проще, если докатка будет впереди.

 

Кроме того, зимой лучше двигаться с минимальной скоростью, не выключая системы стабилизации, несмотря на их неадекватную работу.

 

Удачного Вам пути до шиномонтажа!

 

 

 

 

 

Публикация материалов (статей) с сайта spb.Shinaexpert.ru в интернете обязательно должна сопровождаться гиперссылкой на http://www.shinaexpert.ru/ Авторские права на содержание опубликованных на сайте материалов и изображений защищены.